svet_.jpg (920 bytes)

Cловарь терминов изобразительного искусства.

svet.jpg (916 bytes)

 

главная
от автора
изображение
арт история
арт история XXв
мастера
примечания
библиография
живопись
графика
скульптура
декор
рисунок
тур
художники
страны
каталог
контакт

 

рт история.

0001.jpg (5631 bytes) Изображения животных известны с древнейших времен. Рассматривая сегодня большую роспись, сделанную первобытным человеком на стене древней пещеры более 20 тысяч лет назад, не перестаешь удивляться мастерству, наблюдательности ее создателя. Без сомнения, это был гений. Можно только догадываться, что двигало тем первобытным человеком, первым художником, реалистически изобразившим животное - дикую лошадь?

Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте - отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры5, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Эти фигурки часто не закончены, нет деталей, не соблюдены пропорции. Параллельно сосуществуют реалистическая живопись и схематические петроглифы6. Появляются небольшие рисунки на кости, камне и анималистическая пластика. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок - черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта - в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки передать шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки массы тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем7. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений.

В палеолите8 лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, “портретность” образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании их характера, анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, - живая картина повседневно наблюдаемого мира художником-охотником. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь одно “мясо”, готовое к употреблению. Древние изображения, например, такие как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. Никто не верил, что столь совершенные образы могли быть созданы первобытными людьми.

Неолит9 - более позднее время, эпоха приручения животных - изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Развивалось земледелие, скотоводство, появилось гончарство, ткачество. Возникают центры с высокой художественной культурой. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Ярче проявляется роль индивидуальной инициативы. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация, как, например, в культовых сосудах анималистических форм.

0042.jpg (5080 bytes) Железо, открытое в начале I тысячелетия до н. э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Появляется рабство, характерными становятся войны-грабежи. Ведущим видом творчества является прикладное искусство. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Образ зверя продолжает играть значительную роль в видах искусства. Изображения лошади часто встречаются на изделиях скифов из золота, серебра, бронзы - украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов - символы власти. Их произведения удивляют ювелирной точностью, чувством прекрасного.

0015.jpg (5926 bytes) Древний Египет имеет историю культуры в несколько тысяч лет. Она считается одной из древнейших и развитых на Востоке. Египтяне добились значительных успехов в области многих наук, была изобретена письменность. У древних египтян было высоко развито чувство красоты, прекрасного. Больших достижений они добились в области изобразительного искусства, наряду с архитектурой развивались скульптура, живопись, декоративное искусство. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории, в подавляющем большинстве имели культовое значение. Обилие погребений и характер их оснащения говорят о развитии культа мертвых, верований в вечную жизнь в загробном мире. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, фараон уже при жизни строил себе гробницу. Гробницы богато оформлялись. Стены были расписаны. Это многофигурные ритуальные сцены, эпизоды сражений, сцены охоты, прогоны перед вельможей стад животных, табунов лошадей, жертвенных пиров, сельскохозяйственных работ. Вот фараон, в ярких одеждах, с натянутым луком, на колеснице, запряженной парой стремительных стройных лошадей. Сейчас полетит стрела, поражая просящих пощады врагов, убегающего зверя. Рядом - шеренга колесниц меньшего размера. Лошади изображены в украшенной сбруе, их торсы покрыты расшитыми покрывалами. На головах - уборы из перьев. Крупы лошадей нарисованы изящно, они будто замерли в прыжке, легко касаясь земли задними копытами. Силуэт второго животного едва виден из-за первого, веерообразно расположены их головы, ноги. Сцены сложных фризообразных10 композиций развертывались на нейтральном желто-охристом фоне, симметричны и уравновешены, часто окружались разнообразными геометрическими и растительными орнаментами. Использовались локальные цвета и контурная обводка. Все эти элементы образовывали древнеегипетский канон - свод художественных правил: цветовой, иконографический11. Пропорциональное соотношение, также входившее в канон, составляло его главную сущность, применялось правило "золотого сечения12". Характерен прием изображения фигур на плоскости - разномасштабность, совмещение профильных и фасных элементов. Фигуры людей и животных имели определенную схематичность. Высоко было искусство обработки камня, металла. В оформлении скульптурных рельефов применялась раскраска, нередко использовались золото, серебро, инкрустация ценными материалами. Для расцвечивания применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю - из лазурита, белую - из известняка, черную - из сажи. В Древнем Египте традиционно развивалась мифология, божества изображались со звериными и птичьими головами. Многие животные считались священными, им поклонялись, приносили жертвы.

0023.jpg (5030 bytes) Древняя Греция, ее изобразительное искусство знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. Античное искусство и сегодня привлекает нас своей жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты человеческой личности, верой в безграничные творческие способности человека. Древнегреческое искусство ярче всего раскрыло свои возможности в период классики V века - посл. трети IV века до н. э. во время расцвета рабовладельческой демократии, подъема городов-государств. Греки объясняли мир наиво, мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно-фантастический взгляд на мир. Ведущей отраслью художественной культуры были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, целостному мировосприятию греков. Античный герой активен - он гражданин, защитник, воин. В художественной культуре Древней Греции сложилась развитая система реалистических принципов; наряду с культовыми развились многие светские формы искусства, возросла роль искусства в обществе. В архитектуре были выработаны ордерные принципы; в скульптуре осознана красота человеческого тела на основе знания его анатомии; в живописи созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась замечательная декоративная чернофигурная и краснофигурная вазопись. Скульптурные фронтоны и фризы храмов, статуи, монументальная живопись свидетельствовали, что греческие мастера блестяще решили проблему синтеза пластических искусств.

Фантазия древних греков населила мир сказочными существами: в реках жили нимфы, на деревьях и в рощах - дриады, на горах - ореады, в морях - нереиды и океаниды. Дикий облик природы олицетворяли козлоногие сатиры, тритоны, морские кони, буйные кентавры - полулюди-полукони. Всем миром правили бессмертные боги, обитавшие на вершине горы Олимп. К мифам, красочным повествованиям о жизни богов, героев и существ, обращались греческие художники и скульпторы, черпая сюжеты для своих произведений.

0033.jpg (3158 bytes) Изображения лошадей чрезвычайно популярны в античном искусстве. Это лошадь-бог, лошадь-участник различных перипетий Олимпа и его обитателей, военных сражений и спортивных состязаний. О важной роли чудесных животных рассказывают немало легенд, сложенных греками. Можно вспомнить и крылатого коня Пегаса, названных выше кентавров; в Греции разъезжал на лошадях сам Зевс, а в Риме - Юпитер. Богато был украшен скульптурой Парфенон13 Афинского Акрополя. Боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии отображены на его фронтонах, метопах14, фризах. Скульптурный ансамбль Парфенона - одно из величайших творений мирового искусства. Общую композицию скульптурного ансамбля создал великий художник-мыслитель Фидий. Среди скульптурных образов восточного фронтона - изображение бога солнца Гелиоса, поднимающегося на небо в колеснице. Над морскими волнами показались головы его коней, жадно вдыхающих воздух широко раскрытыми ноздрями. Живо играют мускулы, создается впечатление пробуждающейся энергии. На метопах Парфенона воплощено немало трагических и победно-бравурных тем. Вот грек тщетно пытается защититься от наступающего кентавра. Характер чувств выражен с кристальной ясностью и чистотой. Выполненные из мрамора в технике высокого рельефа, двуфигурные группы метоп мастерски расположены на площади почти квадратных каменных плит. На фризе Парфенона общей длиной 160 метров и шириной около метра и помещенном на высоте 12 метров, показано шествие афинян на Акрополь в день праздника. Видно, как всадники готовятся к процессии, седлают и спокойно ведут лошадей, успокаивают горячих скакунов. Идут афиняне, жрецы, слуги, жертвенные животные, двигаются колесницы, скачут всадники. Фриз выполнен в технике низкого рельефа, но богат живописной моделировкой тел, фигур, одежд. Среди изображений фриза около 250 лошадей, быков и овец, ни одно из них не повторяет другое.

Многие произведения искусства Древней Греции пострадали от времени, но и теперь поражают своей гармонией, уравновешенностью, красотой. Бессмертные, классические, памятники искусства, созданные более двух тысяч лет назад, волнуют и будут волновать еще не одно поколение.

0047a.jpg (8417 bytes) Древний Рим создал искусство отличное от искусства Древней Греции. Римляне, как и греки, были язычниками, но их религия и художественная фантазия были прозаичнее, их мировосприятие - более практичным и трезвым. Римляне изобрели бетон, строили различные грандиозные сооружения. Термы15 например, богато украшались, стены отделывали цветным мрамором, пол - мозаикой, сводчатые потолки покрывали росписи, в залах стояли многочисленные мраморные и бронзовые статуи. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не портящихся со временем, от воды. Стены домов и общественных зданий нередко сплошь покрывались фресками. Из мелких кубиков разноцветных камней или стекла составлялись целые мозаичные картины, коврами покрывавшие интерьеры богатых домов. В изображаемых сценах нередко присутствуют разные животные, птицы. Характерны триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, в честь императоров. Римский скульптор стремился передать торжество победителей, несущих богатые трофеи. Римские солдаты - вымуштрованные, дисциплированные, приученные к строю. С особой тщательностью и достоверностью передавались детали предметов, оружия, одежда, конская упряжь. Около 170 года была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для многих последующих монументов.

0049a.jpg (4250 bytes) Индия, как и другие древние страны является колыбелью человечества. Культурная история Древней Индии насчитывает более трех с половиной тысяч лет. Ее искусство яркое и самобытное, полнокровное, чувственное, возникшее в глубокой древности, мифологично, полно гиперболизации и безудержной фантазии. Буддизм призывал верующих индийцев к самосовершенствованию, отречению от мирских утех, к достижению состояния наивысшего покоя - нирваны. До наших дней сохранились сооружения из камня - пещерные храмы и кельи отшельников, ступы, мемориальные колонны, нередко украшенные скульптурами животных.

0068.jpg (2978 bytes) Древний Китай также имеет историю искусства в несколько тысяч лет. В глубокой древности сложилась письменность, возникали философские учения, сформировались основные особенности искусства, превратившиеся в прочные традиции и канонические правила. Символика Китая связана с образами природы, она явилась эталоном, силы природы обожествлялись и получали религиозно-философское толкование. Китайские художники внимательно изучали жизнь, всматривались в каждое растение, изучали животных. Их искусству присуща аллегоричность, поэтическое толкование мира. Поражают мастерством изготовления фантастические рельефные фигурки драконов, птиц, тигров, украшавших великолепные бронзовые сосуды II тысячелетия до н. э.. Многие предметы быта выполняются из цветных металлов, инкрустируются драгоценными камнями. Изделия из дерева, полотна покрывали лаковыми росписями. Появляются картины на шелковых свитках, расписанные тушью. Погребальные склепы нередко вмещали все то, что необходимо было умершему при жизни: оружие, посуду, курильницы, зеркала, другие предметы. Здесь были и фигурки всадников, лошадей, многие из которых выполнялись очень искусно, до мельчайших подробностей. Стены склепов покрывали разнообразные рельефы, расположенные горизонтальными рядами, изображающие сцены из жизни героев и императоров, битвы, жатву и охоту. Искусство обработки каменных плит достигало большой виртуозности. На рельефе “Битва на мосту”- десятки всадников на породистых лошадях и кони, мчащие легкие колесницы с бойцами и командирами. В изображениях, полных динамики, чувствуется уверенная рука художника, хорошо прочитываются силуэты, правдиво переданы движения, жесты.

0011.jpg (5535 bytes) Ассирия - крупное государство Древнего Востока. Известными памятниками ее искусства являются раскрашенные рельефы на плитах, облицовывавших внутренние помещения дворцов ассирийских царей. Рельефы должны были возвеличивать неограниченную власть ассирийского царя. Четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, рельефы повествовали о подвигах легендарного героя, побеждающего льва, о военных походах царей. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец царя Ашшурбанипала16. Мастерство ваятеля проявилось здесь в особой динамике, чеканной лепке фигур. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, силы. Сцены гибели диких животных во время охоты полны драматизма. Гладкий фон как бы подчеркивает суровость пустыни, где, пронзенная стрелами, издает последний предсмертный рев раненая львица. Главная черта рельефов - повествовательность, смелы и просты приемы, раскрывающие напряженность чувств. Их композиция монументальна, проникнута движением. На некоторых древних рельефах, фресках изображены цари, держащие ритоны - сосуды в форме конской головы.


Искусство каждой культуры неповторимо. Вместе с тем, многие сюжеты, мотивы, образы, как, например, трактовки анималистических тем в странах Древнего Мира, средневековой Европы, уходят корнями в глубокую древность, туда, где осуществлялись первые творческие попытки художников, воплотившие художественные представления их авторов об окружающем мире. Вместе с окончанием древнего периода в истории закончился и золотой век анимализма - по мнению В. А. Ватагина17, известного русского художника-анималиста: “...животное теряет былую значимость в быте и мировоззрении и вместе с этим теряет и свою значимость и в искусстве”.

0080.jpg (5065 bytes) Средневековый мир особым положением церкви предопределил господство религиозного мировоззрения. Новые, значительные перемены в жизни принесла новая религия - христианство, возникшее в I веке, и с 313 года ставшая официальной. Новая религия проповедовала иное отношение к человеку, к земной жизни. Все явления и поступки человека сопоставляются художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. Средневековое искусство полно аллегорий и символов. Развивалось два художественных течения - религиозное и светское. Изобразительное искусство подчинялось архитектуре. Грандиозные готические соборы были высоки, нарядно декорированы. Наиболее значительные памятники были созданы во Франции. В убранстве интерьеров храмов большое место отводилось фреске и витражам. Шпалеры и вышитые ковры украшали парадные и жилые покои.

0088.jpg (5647 bytes) Большим разнообразием отличались миниатюры, иллюстрирующие хроники и часословы - средневековые книги. Соборы украшали тысячи скульптур, рельефных композиций. Скульптурные изображения полны драматической экспрессии и живописности. В композициях - контрастные масштабы фигур, нарушение естественных пропорций, напряженный ритм движений, выразительны позы, жесты. Капители заплетались листьями и плодами, среди которых нередко помещали фигурки фантастических, сказочных животных, причудливых птиц. Часты конные изображения, сцены сражений, охоты. Средневековое изображение всадника, воина - воплощение мужества и энергии. В средневековой Европе возникло рыцарство - привилегированный социальный слой. Рыцари несли конную военную службу, каждый рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогие тяжелые, зачастую виртуозно орнаментированные доспехи, оружие. Жизнь рыцарей, поединки, турниры, нашли отражение во многих произведениях искусства.

Арабы имеют свое, особое отношение к лошади. Их кочевую жизнь нельзя представить без резвых чистокровных красивых скакунов. Арабские породы лошадей ценятся во всем свете. В VII веке средством объединения арабского мира стала новая религия - ислам. Ислам запрещал изображать живые существа, запрещал изображать человека, животных. Хотя это ограничение соблюдалось далеко не всегда, все же оно наложило отпечаток на развитие искусств некоторых стран.

0100.jpg (6917 bytes) Возрождение - эпоха, значительный этап в истории Европы XIV - нач. XVII вв., в основе ее культуры лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, творческих сил. Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому осмысленное античное наследие. В это время были заложены основы современной науки, изобретено книгопечатание, высокого уровня достигла литература. Сложилась реалистическая система в искусстве, культура Возрождения носила светский характер. Новая концепция мира потребовала от художников разработки теории и практики линейной и воздушной перспективы, художественного освоения анатомии и пропорций человеческого тела, поиска гармонии композиции, использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому предмету. Все виды искусства переживали бурный подъем. Складывались местные школы живописи, выдвигавшие живописцев, чьи творческие искания стали достойны мирового признания. Искусство приобрело громадную роль в общественной жизни, стало насущной потребностью людей того времени. Расцвет переживает живопись, которая раскрывает большие возможности в изображении жизненных явлений, окружающей среды. Широкое распространение получает гравюра, фреска, развивается станковая картина, используются масляные краски. Зарождаются историческая и пейзажная живопись. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции. Именно в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Создаются конные статуи, украшающие площади городов. Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Присутствует лошадь в произведениях таких крупнейших художников и скульпторов как Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Донателло, А. Пизанелло, П. Уччело, А. Мантенья.

0154.jpg (5380 bytes) Барокко, художественный стиль, возник в Италии в конце XVI века и оставался преобладающим стилем в искусстве Европы до середины XVIII века. Термин “барокко” в переводе с португальского буквально означает “жемчужина неправильной формы”. Художественная концепция стиля гуманистически ориентирована, однако полна сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности борьбы со злом. Барочные произведения полны мистических аллегорий, монументальности, натуралистичности, цель искусства барокко - исторгнуть изумление. Ордерная система преобразуется в чистый декор, с большим количеством изгибов, изломов, нагромождений. Обилие скульптур, лепки, зеркал и живописи на стенах и потолках разрушало плоскость и создавало впечатление постоянной напряженности, неуравновешенности. Популярны парадные портреты, в том числе конные. Красавцы кони присутствуют и в сложных, динамичных, жизнелюбивых живописных композициях, выполненных с исключительным мастерством, виртуозно фламандцем П. Рубенсом, и в великолепных парадных портретах кисти испанца Д. Веласкеса.

0188.jpg (6232 bytes) Рококо был завершающей стадией искусства барокко. Название происходит от французского слова, означающего “узор из камней и раковин”. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических полусказочных образов. Наибольшее распространение стиль получил в резьбе, лепке, керамике, ювелирных изделиях, мебели, декоративной живописи, скульптуре и графике.


0159.jpg (4378 bytes) Классицизм характерен для искусства Европы XVII - начала XIX века. Стиль зародился во Франции, как отражение духа абсолютной монархии и господствующей тогда философии рационализма. Открываются Академии художеств в Париже, Петербурге, других городах. В искусстве утверждается простота, ясность и логичность. Архитекторы и художники ориентируются на наследие античной культуры, как на норму и идеальный образец, совершенный по своей конструктивной логике и прекрасный по форме. Для искусства классицизма показательна тяга к выражению большого общественного содержания, героических нравственных идеалов. Вновь появляются изображения героев, воинов в доспехах с оружием, нередко на колесницах, верхом. Пластика классицизма, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. В скульптуре и живописи ощущается четкое разграничение на планы. В живописи основные элементы формы - линия и светотень, в графике - чистая линеарность. Локальный цвет четко выявляет предметы и пейзажные планы: коричневый - для ближнего, зеленый - для среднего, голубой - для дальнего планов. Это приближало пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки. В первой трети XIX века высокий классицизм, также называемый ампир, достиг наивысшего подъема. Сложившийся во Франции в годы империи Наполеона I, он отличался великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую славу. Примером могут служить полотна французских живописцев Н. Пуссена, Ж. Л. Давида, памятник Петру I скульптора Э. М. Фальконе. С XVII века постепенно анималистические изображения, вначале связанные во многом с пейзажем, натюрмортом, батальным и бытовым жанром, выделяются в самостоятельный жанр.

0300.jpeg (4302 bytes) Романтизм явился результатом общественных надежд и разочарований в возможностях разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - 1 половины XIX века, выдвинул концепцию бессмертия зла и вечности борьбы с ним. Принципом обобщения в романтизме, овеянном поэзией субъективности, стала идеализация. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядным поступательный ход истории. В своих лучших произведениях художники-романтики поднимаются до создания символичных и одновременно жизненных образов. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Последовательную школу сложили французские художники, они реформируют живописно-выразительные средства: динамичнее становится композиция, объединяя формы бурным движением, используется яркий насыщенный колорит, контрасты света и тени, обобщеннее становится манера письма. Во многих произведениях художников присутствуют изображения всадников, в красивых военных мундирах, на резвых скакунах - кавалеристов, кирасиров, гусар. Замечательны, стремительны, волнующи и прекрасны лошади на полотнах лидеров французской романтической школы Т. Жерико и Э. Делакруа. В США в течение всего XIX века романтическое направление было представлено главным образом пейзажем. Романтизм открыл путь дальнейшего развития искусства в виде отдельных течений и направлений.

0363.jpg (5560 bytes) Реализм искусства XIX века в Европе, Америке, выражая передовые идеи времени, утверждал эстетические ценности действительности, показывал красоту реальной природы и человеческого труда. Он непосредственно отражал основные противоречия эпохи, социальные условия жизни людей. Критические позиции определи основу метода реалистического искусства XIX столетия. Расширяется предмет искусства. В него втягиваются и приобретают значимость и широкие общественные процессы, и нюансы человеческой психологии, и быт людей, и природа, и мир вещей. Одно из главных достижений этого времени - разработка исторической тематики, в которой раскрывается роль отдельных героев и народных масс, конкретнее изображается историческая обстановка. Значительный вклад в развитие критического реализма в изобразительном искусстве внесло творчество русских художников-передвижников, обращавшихся и к крестьянской тематике. Развитие получают станковые формы живописи, графики и отчасти скульптуры. Широкое распространение получает портрет, бытовой жанр, пейзаж. Расцвет переживает сатирическая графика. Популярны изображения животных, они массово тиражируются в виде фарфоровых статуэток, украшений, игрушек, посуды, на почтовых открытках и т. д., становятся объектом коллекционирования. Наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства. Анималисты уделяли внимание элементам натуры, которым прежде не предавали значения. Подробно изучались анатомия, поведение, подчеркивались особенности цвета, фактуры шерсти, художники ставили своих героев в самые острые ракурсы, соревнуясь с фотографией в реализме. Изображение лошади часто встречается на рекламной продукции конца XIX-начала XX века. Наряду с романтическим восхищением красотой, силой и ловкостью животного, определяется стремление к точному изучению животных, нередко в естественной среде их обитания. Многие художники разных стран были сторонниками реализма и создали немало интересных, полных правды жизни произведений. Замечательные реалистические полотна с изображением лошади у русских художников Н. Е. Сверчкова, В. А. Серова, В. И. Сурикова, американского живописца Ф. Ремингтона.


0304.jpg (2478 bytes) Представители импрессионизма, зародившегося во Франции, термин происходит от французского слова, означающего впечатление, стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Ряд интересных произведений с изображением лошадей, скачек выполнил французский художник Э. Дега (1834-1917). Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве.


0337.jpg (4992 bytes) Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы - построению пространства, объема, к декоративной стилизации. Как и Э. Дега, любил изображать сцены скачек его соотечественник, коллега, представитель постимпрессионизма Тулуз-Лотрек (1864-1901).

kn_b.jpg (1792 bytes)

kn_n.jpg (1751 bytes)