svet_.jpg (920 bytes)

svet.jpg (916 bytes)

 

главная
от автора
изображение
арт история
арт история XXв
мастера
примечания
библиография
живопись
графика
скульптура
декор
рисунок
тур
художники
страны
каталог
контакт

 

m.gif (1820 bytes) астера.

К образам всадника и лошади в своем творчестве обращались многие известные художники: П. Рубенс, Ф. Гойя, Э. Делакруа, Э. Дега, П. Пикассо, С. Дали... Продолжать можно бесконечно долго. Хотя и кратко, но все же нельзя не рассказать о некоторых наиболее выдающихся мастерах, художниках-анималистах и их наиболее известных произведениях.

0035.jpg (4345 bytes) Фидий (Pheidias, ок. 500 - 431 гг. до н. э.),biogr.jpg (1231 bytes) древнегреческий архитектор, скульптор и живописец, один из крупнейших представителей искусства высокой классики.
Фидий работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Платеях. Согласно древним свидетельствам, в эпоху Перикла18 Фидий руководил строительством Афинского акрополя. Скульптурные работы мастера известны по описаниям античных авторов и копиям. Наилучшее представление о творчестве Фидия дает скульптурное убранство Парфенона - фронтоны, метопы, фризы, где немало изображений всадников, лошадей, выполненные под руководством и, возможно, при личном участии мастера. Работы Фидия принадлежат к числу шедевров древнегреческого искусства. Фидий имел учеников и последователей. О судьбе, последних годах мастера, древние авторы сообщают противоречивые сведения: по одним - Фидий был посажен в тюрьму и там умер от болезни, а по другим сведениям, он был оправдан в суде и уехал в Олимпию; считают также, что Фидий умер в изгнании.

0099b.jpg (5626 bytes) Донателло (Donatello, 1386-1466), biogr.jpg (1231 bytes) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. С его именем связан период расцвета скульптуры Италии. Работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте: автор первого светского монумента эпохи Возрождения - конного памятника, портретов, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в семье ремесленника. Первым учителем был, возможно, Лоренцо Гиберти19. В 1431 году Донателло отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних нашло отражение в работах, созданных им по возвращении во Флоренцию. В 1443 году скульптор отправился в Падую, где проработал 10 лет. В лучших произведениях Донателло ощущается глубокий интерес к реальности, стремление к возвышенному обобщению и героике. Последние годы жизни он провел во Флоренции. Один из крупнейших скульпторов Италии, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию итальянской пластики.
Около бокового фасада падуанского собора Базилики дель Санто, лицом к городу, спиною к собору стоит "Гатамелатта20" - конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни - творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех стран. Статуя Гатамелатты, созданная в 1447-1453 годах, первый дошедший до нас отлитый в бронзе конный памятник Возрождения. Творение скульптора в общих чертах напоминает античный монумент римскому императору Марку Аврелию. Гатамелатта отличается прежде всего яркой индивидуализацией образа. Образ человека, профессия которого - война, передан с большой реалистической силой. Памятник лишен внешних эффектов и отмечен чертами сурового величия. Спокойно сидит в седле всадник, придерживая поводья. Тяжелый конь неторопливо выступает вперед. Левая передняя нога лошади опирается на ядро. Гатамелатта протягивает вперед свой жезл, как бы отдавая приказ. Обобщенность и лаконичность лепки, простота силуэта, сдержанность позы всадника и движения коня, делают этот памятник одним из прекраснейших образцов монументальной скульптуры.

0115a.jpg (6475 bytes) Леонардо да Винчи, (Leonardo da Vinci, 1452-1519), biogr.jpg (1231 bytes) итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер эпохи Высокого Возрождения. Выдающийся художник, он непоколебимо верил в силу и мощь человеческого разума, и искусство для него было средством познания тайн природы и законов красоты.
Леонардо родился в местечке Винчи близ Флоренции. Большую часть жизни он провел в скитаниях. Еще мальчиком он приехал во Флоренцию, где поступил в мастерскую известного скульптора и живописца Андреа дель Вероккио. Леонардо - художник работал медленно, бесконечно экспериментируя. К тому же научные интересы отвлекали его от занятия живописью. По приезде в Милан Леонардо трудится над созданием “великого колосса” - конной статуей Франческа Сфорца21. Это была из величайших скульптурных работ Леонардо и, несомненно, одно из значительных произведений монументальной пластики XVI столетия. Памятник, высотой около семи метров без пьедестала, не был выполнен в бронзе, на ее отливку потребовалось бы около 80 тонн металла. Глиняную модель в натуральную величину, установленную во дворце герцогского замка, разбили французские солдаты. Только в наши дни поклонникам искусства Леонардо удалось по рисункам воссоздать многометровую металлическую фигуру коня, осуществить мечту мастера. Сохранившиеся подготовительные наброски свидетельствуют о поисках динамичного решения. Среди них особенно интересен вариант с изображением всадника на вздыбленном коне. Леонардо был великолепным рисовальщиком. В рисунках он стремился постичь закономерности изображаемого явления. Его записные книжки испещрены зарисовками голов и фигур людей, животных, деталей растений. Леонардо изучает форму, строение и анатомию, рисует с натуры. В рисунке “Профиль коня, льва и человека” художник сопоставляет сильное эмоциональное состояние человека и животных. Леонардо работает во Флоренции, Милане, Риме. В 1516 году он покинул пределы Италии и прибыл во Францию, в одну из королевских резиденций. Состарившийся художник, тяжело больной, умирает на руках своего ученика. Искусство, научные исследования Леонардо да Винчи, сама его разносторонняя личность оказали огромное влияние на развитие европейской культуры.


В 1503-1506 годах во Флоренции Леонардо работал над стенной росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо. Художник изобразил битву миланцев и флорентийцев при Ангиари в 1440 году. Леонардо оказался в непосредственном контакте с Микеланджело, своим творческим соперником, делавшим роспись “Битва при Кашине”. В динамичной центральной части композиции картона Леонардо запечатлел момент ожесточенной схватки за знамя. Впервые в батальной и исторической композиции был воплощен драматизм и ярость битвы. Искаженные злобой лица всадников и пеших воинов, кони, грызущие друг друга, клинки мечей, занесенные над головами, хаос, озверение - таким показал лицо войны Леонардо. Творческий спор выиграл Микеланджело, заказчики выбрали его композицию, запечатлевшую момент, предшествующий бою, когда воины спешат привести себя в боевую готовность. Обе росписи не были выполнены, погибли и картоны. Работа Леонардо “Битва при Ангиари” известна по копиям, копия выполненная Рубенсом, хранится в Лувре в Париже.

0114b.jpg (8080 bytes) Дюрер Альбрехт (Durer, 1471-1528), biogr.jpg (1231 bytes) немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства, основоположник искусства немецкого Возрождения. Его наследие составляет 80 станковых произведений, более 200 гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры, рукописные материалы.
Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира. После трех лет обучения у нюренбергского художника он путешествует по Германии. Позднее начинает самостоятельно работать как гравер и живописец. Искусство Дюрера противоречиво: тяготение к научному познанию действительности сочеталось у него с повышенной эмоциональностью и субъективностью, поиски обобщенного и монументального решения образов - с их индивидуализацией. Тревожное мироощущение людей конца XV века выразилось в первой знаменитой работе Дюрера - цикле гравюр на дереве "Апокалипсис22". Первые же графические произведения принесли Дюреру славу. Он осуществляет несколько поездок в Италию, путешествует в Нидерланды. Изумительна точность графического языка, тончайшая разработка светотеневых отношений, ясность линии и объема свойственны трем мастерским гравюрам на меди. Одна из них “Всадник, смерть и дьявол” 1513 года - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы. Замечательны рисунки животных, выполненные художником. Умер Дюрер от тяжелой болезни печени. Его творчество знаменует собой один из ярких периодов искусства северного Возрождения.
Самым известным листом из серии “Апокалипсис” является гравюра на дереве “Четыре всадника”, выполненная Дюрером в 1498 году. Традиционный религиозный сюжет в произведении мастера наполняется земным актуальным смыслом. Из разверзшихся небес на землю спустились четыре всадника, они олицетворяют собой Мор, Войну, Голод и Смерть. Первый - отпустил поводья и готов поразить кого-то стрелой из лука. Второй - замахнулся обоюдоострым мечом. В руках у третьего всадника, мощного, - весы, под ним - конь-тяжеловоз. За ними спешит на исхудалой кляче костлявый старик с вилами. И дана им высшая власть истребить четверть рода человеческого. Под копытами лошадей гибнут император, представитель духовенства, люди разных сословий. Резкие жесты, движения, на лицах ярость, гнев, ужас. Облака, детали одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут. Диагональное расположение всадников, череда которых перерезает наискось всю поверхность листа, нарастающий темп движения от едва плетущейся клячи смерти к быстрому аллюру всадника с луком, за которым едва поспевают остальные, создает впечатление неотвратимости надвигающегося бедствия. Значительность и глубина образов воплощены с такой ювелирной виртуозностью исполнения, что думается, для резца гравера не существует трудностей. Тонкий гравюрный штрих легко и точно передает рисунок, уверенно выявляет форму. Гравюры к “Апокалипсису” были выпущены нюренбергским издателем в виде сброшюрованной тетради большого формата с текстом, отпечатанным на обороте листов.

0211b.jpg (3820 bytes) Фальконе Этьенн Морис (Falconet, 1716-1791), biogr.jpg (1231 bytes) французский скульптор, был известен во Франции как мастер станковой, камерной и миниатюрной скульптуры. Автор одного из лучших монументов XVIII века - памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге.
Фальконе родился в Париже в семье бедного столяра. В восемнадцать лет юноша поступает на учебу к известному скульптору Лемуану. Полные грации и изящества аллегорические фигурки с плавными и текущими формами, выполненные Фальконе, нравятся зрителям. Скульптор, получивший известность, становится художественным руководителем Севрской фарфоровой мануфактуры. Он выполнил две громадные скульптурные группы для капелл церкви Св. Роха в Париже. Известного скульптора рекомендует Дидро23 российской императрице Екатерине II для создания в России памятника Петру I. Пятидесятилетний мастер со своей ученицей Мари-Анн Калло приезжает в Петербург. Над своим единственным монументом Фальконе напряженно работал 12 лет. Мастер не создал более ничего значительного. Памятник Петру I - лучшее произведение Фальконе. Творение скульптора оставило значительный след в произведениях поэтов и художников и приобрело широкую известность под пушкинским наименованием “Медный всадник”. После возвращения на родину Фальконе работает над своими теоретическими трудами. Разбитый параличом скульптор умирает в возрасте семидесяти четырех лет.
В 1765 году Фальконе принимает сделанное ему предложение - создать памятник Петру I в Петербурге. После приезда в Петербург скульптор сразу же начинает работать над моделью памятника. Как истинный сын французского Просвещения Фальконе был не способен на лесть, восхваление монарха, он видел Петра I как человека героической судьбы и великих свершений. Фальконе писал: “Монумент мой будет прост... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.” (см. примечание24). В этом же году первоначальный эскиз был готов. Почти отказавшись от аллегорий, скульптор, в одной фигуре соединенного с конем всадника, воплотил мысль о преобразователе России, преодолевающим препятствия. Воплощая основное в характере Петра I и его эпохи, Фальконе подчеркивает в образе прежде всего героический пафос. Характерный жест руки полководца, отдающего приказ, поворот гордо посаженной головы, власть всадника над конем, вставшим на дыбы у обрыва скалы, волной взмывающей вверх, отображают уверенность и величие. Единственный аллегорический элемент - змея, попираемая копытами, символизирует поверженное зло. Змея в конструктивном отношении являлась третьей точкой опоры монумента. Важная часть монумента - конь, на котором восседает царь. В памятнике все связано с образом коня, сильного и красивого животного. Скульптор был знатоком лошадей, тем не менее он, конечно же, использовал опыт своих предшественников - коллег. Фальконе писал: “Я изучал натуру. Для этого я поручил сделать горку, которой я придал тот наклон, который должен был иметь мой постамент... Я заставлял скакать всадника, 1-е - не один раз, а более 100, 2-е - в разное время, 3-е - на разных лошадях... Я перешел к изучению деталей и исследовал, зарисовывал, вылепил каждую часть, рассматривая ее сверху, снизу, спереди, сзади, с боков, потому что нет других средств получить точное знание предмета; только после этих штудий я считал, что видел и способен передать коня, поднимающегося в галопе, передать истинную форму мышц и связок как в покое, так и в состоянии сокращения” (см. примечание25). Многолетняя работа над фигурой лошади завершилась удачей. Модель в натуральную величину была закончена к 1770 году. К месту установки памятника была доставлена каменная скала, весившая после ее частичной обрубки около 275 тонн. В 1775-1777 годах проходила отливка статуи из бронзы. Открытие монумента, приуроченное к столетию вступления на престол Петра I, состоялось в 1782 году и стало всенародным праздником, однако скульптор не был приглашен на открытие, был забыт официальными кругами Петербурга. Памятник хорошо смотрится с различных точек зрения и вблизи и издали, имеет красивый четкий силуэт, он органично вошел в ансамбль широкой площади и города на Неве, и стал одним из его символов. Наиболее глубоко и проникновенно воспринял творение Фальконе великий русский поэт А. С. Пушкин, в своей поэме “Медный всадник” он писал:

"Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?"


Более двух столетий “Медному всаднику”, он неотделим от жизни нескольких поколений, свидетель многих событий истории России. Он видел и восстание декабристов и блокаду города в годы Великой Отечественной войны, когда памятник был бережно укрыт и спасен.

0205b.jpg (5314 bytes) Стаббс Джордж (Stubbs, 1724-1806), biogr.jpg (1231 bytes) английский живописец, анималист, ученый-анатом. Стаббс родился в Ливерпуле, в семье процветающего кожевенника. Посетил Италию. Правдивые анималистические полотна художник пишет на основе собственных научных исследований, он знает повадки диких зверей и умеет любоваться их красотой. Стаббс автор капитального труда “Анатомия лошади” 1766 года, проиллюстрированного 300 гравюрами. Среди лучших работ живописца полотна: “Фаэтон и пара”, “Солдаты 10-го отряда драгун”, “Лошадь, атакованная львом”. Творчество Стаббса сделало его одним из ведущих английских живописцев лошадей своего времени.

0265.jpg (6669 bytes) Хокусай Кацусика (Hokusai, 1760-1849), biogr.jpg (1231 bytes) японский живописец и график, основатель пейзажного жанра в японской гравюре. Художник исполнил более 30 тысяч рисунков, гравюр и проиллюстрировал около 500 книг.
Кацусика родился в Эдо, теперь это Токио. Работал рассыльным в книжной лавке, учился у резчика гравюр. Одной из самых замечательных его книг является сборник в 15 томах “Манга” - своеобразная энциклопедия художественного творчества, была издана в 1812-1871 годах. Иллюстрации посвящены событиям прошлого и современной жизни. Здесь изображения людей, животных, птиц, насекомых, а также архитектура, предметы быта. На некоторых листах альбома - многочисленные варианты изображения всадников, лошадей, в движении, во всевозможных ракурсах, позах. В своем мастерстве непревзойденного рисовальщика и гравера, Хокусай пользуется традиционными для японского художника языком условности, но довел до высокого совершенства ритмическую организацию произведения, сложность его цветовой жизни и декоративной силы. Линия как главное средство выразительности и в живописи и в графике мастера оказывается безграничной в своих возможностях передачи любых объектов, понятий, эмоций.

0253.jpg (4334 bytes) Жерико Теодор (Gericault, 1791-1824), biogr.jpg (1231 bytes) Жерико родился в Руане. Учился в мастерской Клода Верне и у Герена, посетил Италию, Великобританию, Бельгию. Художник работал в Париже. Ранняя работа - картина “Офицер императорских конных егерей во время атаки” 1812 года. Она была написана во время похода французской армии в Россию, еще до отступления из Москвы. Отсюда ее пафос, героика, эмоциональность образа. Неистов порыв вздыбленного, с развивающейся гривой коня, который уносит всадника вперед, в невиданные дали, в пламя битвы. Резкий поворот офицера, призывающего к атаке войска, пылающее поле - все рисует картину, полную страсти и движения. Картина имела успех, за нее Жерико получил золотую медаль. В полотне “Бег свободных лошадей в Риме” сцена конных состязаний во время римского карнавала решена как героическая композиция, прославляющая мужество и силу. Творчество Жерико многих шокировало, при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством. Художник создал более 200 произведений живописи, около 60 акварелей и 1800 рисунков. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из причин его преждевременной смерти.
Картина “Скачки в Эпсоме” была создана Жерико в 1821 году. Находясь в Англии, художник некоторое время жил в семье, глава которой содержал лошадей для прогулок и торговли. Конные состязания в Эпсоме имели давнюю традицию и не могли не привлечь внимание художника. Жерико делает зарисовки галопирующих лошадей, жокеев, эскизы для картины. В картине художник изобразил скачущих лошадей, наездников на фоне пейзажа. Синяя полоса у горизонта разделяет небо с темными тучами и землю. У правого края картины столб, отмечающий дистанцию. Современники были поражены при появлении картины “Скачки в Эпсоме”, тем обстоятельством, что именно отступления от правдоподобия в отдельных деталях, помогли достичь художественной правды и выразительной силы образа в целом. Неправдоподобно распластанные в воздухе, вытянувшиеся почти в одну прямую линию ноги лошади, благодаря чему возникает метафора - лошадь-стрела, лошадь-птица. Полная динамики картина “Скачки в Эпсоме” передающая стремительное движение коней и азарт скачек, стала образцом, замечательным эталоном для многих художников и более позднего времени, обращавшихся в своем творчестве к образам всадника, лошади. Картина “Скачки в Эпсоме” находится в Лувре в Париже.


0267.jpg (4000 bytes) Брюллов Карл Павлович (1799-1852), biogr.jpg (1231 bytes) русский живописец и рисовальщик. Брюллов автор многих известных произведений, больших исторических композиций, блестящий мастер парадного портрета, мастер акварели. Искусство художника отмечено взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических коллизий.
Предки Брюллова происходили из Франции, прадед служил лепщиком на императорском фарфоровом заводе, отец был мастером декоративной резьбы. Карл родился в Петербурге, рано начал рисовать. Учился у отца, позднее у Андрея Иванова26 в Академии художеств. В 1823-35 годах работал в Италии, совершил поездки в Грецию и Турцию. Жил в Петербурге, на острове Мадейра и с 1850 года в Италии. В Италии Брюллов создал многие лучшие свои произведения. Художник при жизни пользовался заслуженной славой. Он автор знаменитого конного живописного портрета “Всадница”. Им также написаны конные портреты А. Н. Демидова, парный портрет “Всадники”- Е. И. и Э. Мюссар и другие. Брюллов преподавал в Академии художеств, имел учеников. Картины живописца покоряют зрителя творческим темпераментом, драматизмом, человечностью, блеском мастерства, предельной пластичностью форм, яркостью цвета, индивидуальностью характеров. Умер художник в Италии.
“Всадница” - замечательное полотно Карла Брюллова, написано им в Италии в 1832 году. На парадном конном портрете-картине изображены Джованина и Амацилия Паччини. Джованина - воспитанница известной любительницы музыки и живописи, близкого друга художника графини Ю. П. Самойловой, - молодая девушка в блестящем бело-розовом платье восседает на стройном вороном коне. Прекрасная, в горделивой позе амазонки, она сидит на вздыбленной лошади, служащей как бы пьедесталом ее красоте. Рядом открытая терраса с маленькой девочкой, в восторге приникшей к перилам, вокруг всадницы прыгает собака. Портрет, выполненный с артистическим блеском в натуральную величину, предстает перед зрителем как яркое увлекательное зрелище, полное атмосферы праздничности и торжественности. Силуэт всадницы и скакуна образует подобие треугольника - устойчивую, принятую многими известными художниками форму построения композиции конного портрета. Брюллов с увлечением анализирует разнообразие физической сущности изображаемых предметов, обращает внимание на их оттенки цвета, поверхность, фактуру, их сочетания и своеобразие каждого их них. Картина организована несложным действием, но пронизана бурным, стремительным движением. “Всадница” была восторженно воспринята итальянской публикой и критикой. Эта блестящая работа Брюллова сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Картина имеет большой формат, прекрасно написана и могла бы быть великолепным украшением любого дворцового зала. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве.

0268.jpg (4238 bytes) Клодт Петр Карлович (1805-1867), русский скульптор, литейщик. Один из основателей анималистического жанра в русской скульптуре, мастер монументальной и станковой пластики.
Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович родился в Петербурге, сын генерала. Учился в Петербургской Академии художеств. Клодт автор прославленных двух скульптурных групп “Укротителей коней”, установленных на Аничковом мосту в Петербурге. Скульптурные группы отображают моменты укрощения необъезженного коня. Здесь видно сочетание точности в передаче натуры с известной обобщенностью пластической формы, реалистической конкретности с элементами декоративности. Четко переданы упругие объемы, отчетливо воспринимаются силуэты. Клодт также много уделял внимания мелкой пластике - небольшим скульптурным группам и статуэткам, изображающим лошадей. Отлитые из бронзы статуэтки получили широкое распространение. Интересны работы: “Кобыла с жеребенком”, “Деревенская кляча”, “Казацкая лошадь с артиллеристом”, “Римлянин на лошади”. Скульптор преподавал в Академии художеств в Петербурге, заведовал литейной мастерской. Результатом большой работы Клодта по изучению строения тела лошади стал труд “Анатомия лошади”.

0303.jpg (4662 bytes) Сверчков Николай Егорович (1817-1898), русский живописец, анималист, автор около 300 картин и 1000 рисунков.
Работа отца художника была связана с лошадьми - он служил в придворном конюшенном ведомстве и будущий живописец, постоянно видя лошадей, полюбил их, стал рисовать. Лошадь стала главным объектом его картин. Оставив службу чиновника, художник-самоучка целиком отдался искусству. Сверчков написал картины: “Безмолвные труженики”, “Императрица Мария Федоровна в санях, запряженных парой”, “Конный портрет И. Ф. Таубе на жеребце Ах”, “Лейб-гусар чистит строевую лошадь”, “Скачущий жокей” и другие. Интересна небольшая работа “Орловская рысистая кобыла Волна с жеребенком” 1951 года. Сюжет картины предельно прост: кобыла-мать кормит своего жеребенка. Художник прекрасно передал тип рысистой лошади, легкую голову, удлиненный корпус, стройные ноги, шелковистые гриву и хвост, красивую белую масть. Внимание сосредоточивается на вороном жеребенке, жадно сосущем молоко. Все в картине жизненно, передано с высоким мастерством. За полотно “Помещичья тройка” Сверчков получил звание академика.

0298.jpg (5506 bytes) Коссак Юлиус (Kossak, 1824-1899), польский художник, мастер акварели, бытового жанра, иллюстратор. Художник своим творчеством обозначил роль лошади в истории и жизни людей, он изображал мирно пасущихся лошадей и табуны, лошадей в бою, походе, запряженными, нарядно убранными, на параде.
Коссак родился в семье садовника. Рано проявил способности к рисованию, живописи и любовь к изображению лошади. Изучал право во Львовском университете, изобразительному искусству учился у львовского художника в частной студии. Осуществил поездки в Петербург, Париж. Жил в Варшаве, Кракове, иллюстрировал ежегодники, ретушировал дагерротипы - первые фотографии. В Кракове у Коссака был свой дом, мастерская. Краковский период в творчестве художника самый плодотворный, он много работает. Работая акварелью, Коссак выработал собственный стиль. Произведения мастера отличают теплота колорита, золотистые тона. Кони Коссака - элегантные, непосредственные, отображенные в естественной среде обитания. Живо, выразительно переданы формы, цвета масти, игра света, рефлексы. Акварели Коссака перекликаются с произведениями живописцев, представителей романтического направления - А. Орловского и П. Михаловского, также в своих полотнах изображавших лошадей. Художник выполнил: “Арабский наездник”, “Стадо Моворта”, “Переправа через Днепр”, “Въезд посла Речи Посполитой в Стамбул” и другие работы. Умер мастер в возрасте 75 лет в Кракове, где и был похоронен.

0336.jpg (6007 bytes) Лансере Евгений Александрович (1848-1886), русский скульптор, автор произведений мелкой пластики анималистической и бытовой тематики.
Родился в Моршанске тамбовской губернии. Учился Лансере у Н. Либериха, скульптора-анималиста. Лансере изображал лихих наездников - казаков, черкесов, в стремительности их движений, динамике композиционных решений. Расширяя круг тем своих произведений, скульптор включает позднее различные бытовые сценки, трактованные с полной серьезностью, нередко и с юмором, а также исторические сюжеты. Наиболее известны бронзовые статуэтки: “Тройка”, “Киргиз с беркутом”, “Ловля дикой лошади”. Произведения Лансере отличаются необычайной наблюдательностью автора, реализмом, вниманием к человеку и миру животных.

0356.gif (2276 bytes) Самокиш Николай Семенович (1860-1944), русский советский живописец, график, анималист, педагог, один из основателей советской батальной живописи.
Самокиш родился в Нежине Черниговской губернии. Учился в Петербургской Академии художеств, там же и преподавал. Первоначально сюжетами картин Самокиша являлись военные сцены русской истории, преимущественно Отечественной войны 1812 года. В рисунках пером для иллюстрированных изданий, а также в технике гравюры художник изображал типы солдат и войсковую обстановку. Самокиш развил традицию русской батальной живописи, многие его работы посвящены теме героических подвигов Красной Армии в период Гражданской войны. Наиболее известны живописные произведения: “Табун на водопое” 1889 г. и “Переход Красной Армии через Сиваш” 1935 г..

0342.jpg (5171 bytes) Ремингтон Фредерик (Remington, 1861-1909), biogr.jpg (1231 bytes) американский живописец, скульптор и писатель, один из ведущих художников-документалистов американского Запада.
Ремингтон родился в семье газетного издателя в Кантоне, штат Нью-Йорк. Путешествовал по американскому Западу, был футболистом, боксером. Хотя Ремингтон посещал школу изящных искусств в Нью-Йорке, фактически он был художником-самоучкой. Художник иллюстрирует статьи в журналах, пишет свои тексты к иллюстрациям. Ремингтон автор более 20 скульптурных работ. Он опубликовал несколько романов и большое количество статей, рассказов о американском Западе. Ремингтон также много работает как живописец, к лучшим его холстам можно отнести: “Мужество во время атаки” 1899 г., “Холодное утро на ранчо”, “Объездка лошади в загоне”. Герои полотен Ремингтона - американские ковбои и их непременные спутники - быстроногие красивые лошади. Как художник и писатель Ремингтон в своем реалистическом искусстве отобразил целую эпоху в жизни Старого Запада.

0383.jpg (5329 bytes) Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), советский живописец и график. Работал в области историко-революционной, жанровой картины, портрета, натюрморта, пейзажа, театральный художник, писатель. Автор известного полотна “Купание красного коня”.
Петров-Водкин родился в Хвалынске в семье сапожника. Благодаря помощи мецената он получил возможность учиться живописи. Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова27, в Мюнхене, Париже, посетил Италию, Грецию, Африку. Петров-Водкин испытал увлечение немецкими и французскими мастерами символизма, стиля модерн. Был членом художественных объединений "Мир искусства28", "Четыре искусства29". Жил художник в Ленинграде, преподавал. В своем творчестве Петров-Водкин особое внимание уделял разработке проблем перспективы, композиции, колорита. Он использует сферическую перспективу, придающую пространству полотна своеобразный, “космический характер”. Своеобразен колорит - в его основе красный, желтый, синий цвет. Петров-Водкин - художник-новатор, художник-мыслитель, не отказавшийся от классических традиций, традиций древнерусского искусства. Петров-Водкин привнес в искусство высокие идеи, мастерство живописца.
Знаменитое полотно Петрова-Водкина “Купание красного коня” было создано 1912 году. Художник вспоминал: “В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать купание вообще, у меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость” (см. примечание30). В центре полотна художник изобразил огромного огненно-красного коня, смотрящего на зрителя. Сидящий на коне мальчик едва сдерживает сильный порыв животного. Полотно характеризуют яркий цветовой контраст, контрасты эмоциональных состояний, цельная композиция, выразительный силуэт. Художник прибегает к изобразительной метафоре, стремясь выразить многоплановое содержание. Всадник на красном коне вызывает ассоциации с Георгием Победоносцем31, со степной кобылицей Александра Блока. Петров-Водкин нашел образ реалистический и одновременно символичный, близкий образам народного фольклора, древнерусских икон. Понятие “красный” - в народных песнях и сказках означает “красивый”, “сильный”, “добрый”. При отвлеченности содержания в картине отразилось сложное переживание эпохи, оно воспринималось современниками как предчувствие исторических перемен. В 1914 году картина была отправлена на выставку в шведский город Мальме, но началась первая мировая война и выставка была закрыта. Только лишь через сорок лет, после окончания второй мировой войны картина вернулась на родину. Сейчас она находится в собрании Третьяковской галереи в Москве.

0388.jpeg (4521 bytes) Марк Франц (Marc, 1880-1916), biogr.jpg (1231 bytes) немецкий живописец, один из ведущих представителей экспрессионизма.
Марк родился в Мюнхене, там же учился в Академии художеств. Посетил Италию, Францию, Грецию, работал в Баварии. В 1911 году вместе с В. Кандинским32 основал художественное объединение "Синий всадник33" . В работах живописца постоянно присутствуют синие или красные лошади - художник возрождает героику образов диких животных. Наиболее известны: “Три красные лошади” 1911 года, “Башня синих лошадей”, “Синяя лошадь”, “Судьба животных”. Главная тема Марка, которой он придал мистико-символическое значение, - изображение животных в окружающий их природе. Произведения отмечены динамикой форм, резким контурным рисунком, напряженным, ярким колоритом. В экстатических образах отразилось неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений. Художник погиб под Верден в марте 1916 года. При фашизме работы Марка были изъяты из музеев Германии.

0432.jpg (6656 bytes) Сюй Бей-хун Жю Пэон (Xu Beihong, 1895-1953), китайский живописец и график, педагог, один из создателей нового направления в китайском искусстве XX века, объединяющего национальные художественные традиции с достижениями европейской реалистической живописи.
Сюй Бей-хун родился в уезде Исин провинции Цзянсу. Учился в Шанхае у своего отца и в Париже. Ряд произведений художник посвятил природе, изображению животных, такие как: “Отдыхающая лошадь”, “Лошади”. Работал в основном в технике масляной и акварельной живописи, рисунка тушью. Произведения Сюй Бей-хуна отличаются мягкой лепкой формы, сочетающейся в них с силой и четкостью линий.

kn_b.jpg (1792 bytes)

kn_n.jpg (1751 bytes)