svet_.jpg (920 bytes)

Cловарь терминов изобразительного искусства.

svet.jpg (916 bytes)

 

главная
от автора
изображения
арт история
арт история XXв
мастера
примечания
библиография
живопись
графика
скульптура
декор
рисунок
тур
художники
страны
каталог
контакт

 

бъект изображения - лошадь.


“И вошли к Ною в ковчег
по паре от всякой плоти,
в которой есть дух жизни.”
Библия,
Первая книга Моисеева.
Бытие, гл. 7, ст. 15.


Cреди животных - лошадь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет более прекрасного животного. Образ лошади традиционен для искусства многих стран - это воплощение мечты простого труженика о мире, достатке. С ее помощью пастухи пасли стада и табуны, земледельцы пахали землю, торговцы перевозили свои товары, мчались гонцы с донесениями. Лошадь постоянно рядом с человеком, во всей его мирной и военной истории, в работе и на отдыхе, в спортивных состязаниях и в цирковых выступлениях.

Лошадь была приручена человеком в древнейшие времена, ее обожествляли, ей поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи. О ней богатая иппическая1 литература. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Хорошей цены стоила всегда красивая, быстрая лошадь. Не зря, видимо, герой трагедии У. Шекспира восклицает: “Коня! Коня! Полцарства за коня!”

Многие и многие произведения изобразительного искусства посвящены, содержат изображения лошади и всадника. Их можно видеть в произведениях разных жанров: парадного портрета, исторического, батального, пейзажного, бытового и конечно анималистического. Многообразие изображений лошади, распространение по всему миру, имеют свою историю, не менее глубокую, интересную, чем у иного подробно исследованного жанра искусства. Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и многие фронтоны2 зданий, и крыши деревенских изб. Среди художников, рисовавших, писавших, ваявших лошадь, великие имена Фидия, Донателло, Леонардо, Дюрера, Веласкеса, других мастеров. Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства, в своем трактате "Анализ красоты3": "... животные, сложенные наиболее изящно, всегда выигрывают в скорости. Из этих последних самыми прекрасными примерами являются лошадь... Это благородное создание занимает первое место среди животных, и это лишь согласуется с закономерностью природы, отметившей наиболее полезное из всех животных также и наибольшей красотой”.

Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Как верно заметил Гейне: “Век иной - иные кони...” В наши дни за образом свободно скачущей лошади прочно закрепилось представление символа быстрого бега времени, времени безвозвратного, того самого, которого всем не хватает. Изображения животных в некоторых видах искусств, можно сказать, переживают настоящий бум. Все больше появляется произведений искусства анималистического жанра4, красочных фотоальбомов, книг, фильмов о жизни животных, создаются музеи, организации, изучающие и охраняющие природный мир.


Сегодня, на пороге нового века и нового тысячелетия, во времена машин и новейших технологий, без изобразительной информации невозможно представить нашу жизнь. Телевидение, видео, кино, анимация, печать, фотография, компьютерные сети, другие источники массовой информации оказывают все большее влияние на современного человека. Изображение наступает, совершенствуется качественно и количественно. Многометровые яркие красочные изображения движутся, бегут... Как в сфере изобразительного искусства, так и в промышленности, в полиграфии, в рекламе, в средствах массовой информации, в системе образования, в индустрии развлечений, в других областях, работают многие тысячи художников, дизайнеров, специалистов, так или иначе связанных с созданием, редактированием, реставрацией, сохранением, изучением изображений. Современный художник в своем творческом труде использует, наряду с традиционными, все новые изобразительные средства. Классические приемы и правила работы над изображением - карандаш, кисть и краски, бумага и холст все чаще сменяются на особенные приемы, новейшие материалы, инструменты, например, клавиши компьютера, на экранное, электронное или иное изображение. В поисках выразительности художник, независимо от творческого метода, принципов работы с натуры или по представлению, непременно обращается к истории изобразительного искусства, произведениям своих предшественников, к их опыту, знанию и умению в изображении аналогичного объекта.

Изображение животного - довольно сложная задача даже для художника. Лошадь, может показаться, - это просто: голова, шея, грива, тело, ноги, копыта и все остальное, как обычно. Легкий набросок, даже с использованием фотографий, потребует определенных навыков, знаний. Арабская, английская, орловская, американская, першерон, клейдесдаль, финская, пони... Семейство лошадей насчитывает более двухсот пород, имеет множество мастей. Изображая лошадь, необходимо знание особенностей ее поведения и движений, экстерьера, строения тела и анатомии, устройства седла, сбруи, упряжи, многих других вещей. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Процесс создания художником изображения человека, природы, животного мира - есть процесс познания. Произведение искусства созерцает, оценивает зритель, процесс познания продолжается...

Ниже приведен раздел, кратко освещающий этапы развития истории изобразительного искусства применительно к рассматриваемой теме. Стили, господствовавшие в искусстве, влияли и на внешний вид, одежду, снаряжение всадника, и на убранство, сбрую коня и, конечно же, на их пластическое отображение в произведениях изобразительного искусства. Помещены также некоторые сведения о наиболее известных анималистах, художниках, обращавшихся в своем творчестве к образам всадника и лошади, создавших интересные произведения в данном жанре. Над этими произведениями искусства работали живописцы, скульпторы, графики на разных континентах, в разных странах, в разные времена и эпохи, зрелые мастера и самодеятельные художники, мастера народных промыслов. Разные по воплощению, они имеют общие черты, созданы по общим законам и правилам изобразительного искусства. Художники, изображавшие лошадь, основное внимание уделяли художественно-образной характеристике животного, ее повадкам, среде, в какой она существует. Часто они наделяют животное поведением и переживаниями, свойственными людям. Образ изображаемого животного на протяжении времени меняется: от незатейливой копии внешнего облика, представления о животном, как части дикой, подчас суровой природы, до дружеского, с ярким внутренним миром, очеловеченного отображения, когда значение животного для человека выросло до уровня спутника, друга, делящего с ним и радость и невзгоды.

Несмотря на то, что современный человек предпочитает “железного коня”, с десятками и сотнями лошадиных сил, - автомобиль или другой, более скоростной вид транспорта, всадник и лошадь, несомненно, еще долго будут привлекать внимание многих художников своей внутренней энергией, стремительностью, пластичностью, красотой, силой, гармонией.

kn_b.jpg (1792 bytes)

kn_n.jpg (1751 bytes)