svet_.jpg (920 bytes)

svet.jpg (916 bytes)

 

главная
от автора
изображения
арт история
арт история XXв
мастера
примечания
библиография
живопись
графика
скульптура
декор
рисунок
тур
художники
страны
каталог
контакт

 

рт история. XX век.

XX век - век острых противоречий, революций, мировых войн, глубоких социальных конфликтов, разочарований и вместе с тем, век исканий, надежд всего человечества. Художественный прогресс в искусстве в современном мире осуществляется в небывалой по своей напряженности борьбе художественных течений, эстетических концепций, представлений о социальной функции искусства, о его месте в жизни. На рубеже веков искусство господствующих художественных направлений развитых стран Европы, Америки, начинает переходить на нереалистические позиции. Зарождается и новый этап в развитии реализма, связанного с социалистическими идеями.

Значительное распространение в первые десятилетия XX века получил ряд модернистических направлений.

0439.jpg (4918 bytes) Фовизм, от французского fauve - дикий, был первым из модернистских течений, его художники выступили против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Протест выразился в остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии. Яркие, запоминающиеся композиции с силуэтными фигурками лошадок у А. Матисса.

0394.jpg (2359 bytes) Кубизм зародился в Париже в 1907 году. Художники-кубисты исходили из мысли, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы. Они отказались от передачи качественного своеобразия предметов и реальной жизни, ушли в мир чистых форм, где действуют законы равновесия пластических объемов, цветовых сочетаний и линейного ритма. Интересные изображения лошади в стиле кубизма можно увидеть в некоторых работах французов - художника П. Пикассо (1881-1973) и скульптора Р. Дюшана-Вийона (1876-1918).


0382.jpg (8475 bytes) Футуризм, как художественное течение, отрицал традиционную культуру и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, энергии, силы. Футуризм родился в Италии, получил развитие в России, других странах.

 



0376.jpg (6299 bytes) Экспрессионизм - отклик на острейшие противоречия эпохи, мировые войны, плод общественного разочарования, выражение индивидуалистического протеста против тотального отчуждения. Технический прогресс прогрессивные художники экспрессионизма восприняли как бич, ужас, историческое наваждение. Их композиции полны резких контрастов света и тени, форма упрощена, интенсивный цвет, судорожные ритмы. Один из лидеров экспрессионизма, немецкий живописец Ф. Марк многие свои произведения посвятил изображению лошади.

0359.jpg (6350 bytes) Модерн - стилевое направление в европейском и американском искусстве. Его отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Конный рыцарь в полотне “Золотой всадник” австрийского живописца Г. Климта (1862-1918), представителя стиля модерн, - это декоративно-плоскосная силуэтная символическая композиция, подчиненная орнаментальному ритму мозаичных цветовых пятен.

Абстракционизм становится одним из основных модернистических течений в искусстве. Художники-абстракционисты принципиально отказались от изображения реальных предметов.

0442b.jpg (5015 bytes) Сюрреализм, как художественное направление, сложился во Франции к середине 20-х годов. Сюрреалисты апеллировали к “подсознательному и инстинктивному” самовыражению чувств, проповедовали иррационализм художественного творчества - призывал художника довериться стихии сокровенных грез, интуитивных “озарений”. В изобразительном искусстве основными приемами сюрреализма были имитация черт первобытного искусства, творчества детей, вычленение конкретных объектов из их среды и сопряжение с иными объектами, натуралистически осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдаленно напоминающих материальный мир, либо в отталкивающей и вместе с тем завораживающей форме соединяющих несовместимые природные элементы. Лошади в работах С. Дали (1904-1989), испанского художника, крупнейшего представителя сюрреализма, удивительные, запоминающиеся, переданы то предельно реалистично, в сильном ракурсе, летящими на зрителя, то фантастически, словно выросшими из облака, на неимоверно длинных ногах-ходулях.

Абстракционизм и сюрреализм получили широкое распространение в Европе и США.

0464.jpg (3637 bytes) В 60-70-х годах в США, а затем и в других странах, распространилось множество художественных течений, вышедших в основном из поп-арта и объединенных нигилистическим отношением к традициям мирового изобразительного искусства. Крупным течением в искусстве США стал трансавангард 70-х и 80-х годов, называемый также постмодерн, провозгласивший возвращение к традиции и традиционной изобразительности, настаивающий на своей близости к массовому сознанию и вкусам толпы.

0477.jpg (6111 bytes) Многочисленные художественные течения и группировки, сколь бы ни были они важны для представления о художественных процессах ушедшего века, не дают полного представления о самом искусстве и о его мастерах. Творчество многих современных художников-анималистов, работающих в рамках того или иного художественного направления, работающих в живописи, скульптуре, графике, создающих иллюстрации к научным и детским книгам, мультипликационные, рекламные или иные изображения животных, в том числе и лошади, отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и пластической выразительностью образов. Наряду с произведениями художников других жанров, оно неизменно привлекает и будет привлекать внимание многих зрителей.


kn_b.jpg (1792 bytes)

kn_n.jpg (1751 bytes)